среда, 10 августа 2011 г.

Учеба в Голландии

Вот прошел мой первый год учебы в Нидерландах. Мои курсы закончены- остался только финальный проект. Поэтому хочется поделиться своими впечатлениями о том как учат в Голландии и как учатся голландцы.



Надо отметить, что система образования тут построена кардинально по-другому. Сложно сказать, лучше это или хуже. Просто по другому. Начнем хотя бы с того как проходят здесь уроки. В комнате сидит класс, учитель объяснят очередную тему. У всех есть возможность задавать вопросы. Вроде бы все как у нас. Только вот голландцы действительно пользуются этой возможностью задавать вопросы, а русские нет. У нас в голове всегда сидит мысль : - "А что если я спрошу, а окажется, что глупость спросил. Лучше дома сам посмотрю." У голландцев такой мысли нет. Поэтому они спрашивают все подряд, даже мега тупость (чем могут существенно раздражать русских :) ).

Теперь о мотивации к учебе. Она в России построена на конкуренции. Если Таня получила пять за контрольную одна в классе, учитель похвалит Таню на весь класс. В отдельных случаях ей могут даже похлопать. А вот если один Вова получил два, то об этом тоже скажут на весь класс, да еще поставят Вове в пример Таню. В итоге Вова ненавидит Таню, и если он в следующий раз получит оценку лучше чем Таня, то Вова будет мега рад! Поэтому в учебе многие имеют негласного соперника и соревнуются с ним, кто лучше оценки получит, сочинение напишет и т.д.

В Голландии все наоборот. Тут преподаватель вообще не может никому сказать твою оценку. Поэтому хорошо ты учишься или нет никто не знает. На самом деле в Голландии даже считаю оценки не самым важным. Важно все дети талантливы, одни в учебе, другие в спорте или еще в чем. Как результат люди здесь мотивируют себя не тем, как обогнать кого то в учебе, а чисто своими потребностями. Вроде как мне надо учить английский - сяду и выучу. Тот факт, что в классе его никто не знает, и я тоже, но у меня при этом самый высокий балл голландца не остановит. Он будет и дальше усиленно учиться. Русский же может расслабиться и решить, что я и так лучше всех- зачем напрягаться. Конечно это все чисто индивидуально, но этот мой вывод подтвердил психолог на нашей программе, который уже не первый год работает с русскими и голландцами.

Еще одна интересная особенность обучения в Голландии это работа в команде. Тут этому уделяют действительно огромное значение. В голландских школах даже есть отдельная оценка в ведомости- за работу в команде. И они действительно это умеют! Более того, они это невероятно любят! Они готовы обсуждать в команде проблему четыре дня, когда весь проект длиться всего неделю, пока голос каждого не будет услышан и учтен . Только когда пожелания каждого удовлетворены, они принимают окончательное решение. Поэтому голландское правительство обсуждает каждый закон невероятно долго, зато в итоге все счастливы.

В российских школах на уроках работа в команде не практикуется. Да и в большинстве вузов тоже. Как результат русским намного комфортней работать одному, а длительные дискуссии мы воспринимаем как потерю времени. Как результат для многих русских работа в команде это каторга, а голладцы зато не могут сделать проект в одного. Даже на своем финальном проекте на нашей программе, когда ты должен работать без помощи сокурсников, многие голландцы все равно вовлекают в проект окружающих, лишь бы что - то пообсуждать.

Последняя особенность европейского образования, которую мне бы хотелось отметить в этой статье, это работа по алгоритму. В Европе в лучших вузах студентов учат стандартным методам так, чтобы они знали их наизусть. Если выпускнику дать стандартный тройной огромный интеграл он решит его за 2 минуты, потому что он просто помнит все формулы наизусть. Это очень удобно. Потому что в стандартной ситуации европейцы быстро ориентируются в методе решения и не тратят времени на то чтобы лезть в книжки. Что же происходит, когда задача немного отличается от стандартной?? Европейцы теряются. Им достаточно сложно решить задачу, в которой необходимо придумать новый подход, что то существенно модифицировать.

В данной ситуации выпускники НГУ ( не могу говорить про остальные вузы. т.к. не знаю) отличаются способностью найти решение для нестандартной задачи в короткий срок. Как минимум по этому принципу нас и отбирали в НГУ. Задачи на вступительном экзамене невозможно было решить, зная лишь стандартные методы. Без умения нестандартно взглянуть на проблему в НГУ не поступишь. Как результат решения для нестандартного проекта выпускники НГУ в большинстве случаев находят быстрее чем европейцы. Зато если надо решить стандартную задачку, нам надо залезть в книжку, вспомнить формулу, почитать немножко про метод. В итоге через час мы тоже найдем правильное решение интеграла, только вот европейцы сделают это 58 минут назад :)

Спустя год я не могу сказать какая система образования лучше, какая хуже. Они разные. Какие то навыки нужны в одной ситуации, какие то в другой. В итоге оптимальным я считаю иметь и русское и европейское образование. Это делает тебя разносторонним специалистом, умеющим подстроиться под разную рабочую среду.

3 комментария:

  1. круто, круто) еще бы поступление в европейские вузы было бы также доступно)

    ОтветитьУдалить
  2. Сейчас в НГУ можно поступить, сдав типичный для всех экзамен ЕГЭ. Так что нестандартное мышление осталось в прошлом.

    ОтветитьУдалить
  3. Нестандартное мышление все равно нужно чтобы сдавать экзамены. Иначе после первой сессии вылетишь.

    ОтветитьУдалить